google-site-verification=Pr1nyUkaMWROvh0teC5B-bpL5tuP0D9PP9EhNT27gT8
top of page
Поиск
Фото автораOlena Zozulya

NEKRASOTA

В статье я описываю жизненный опыт людей, обладающих сверхчувствительностью, и некоторые эксперименты, которые я использовала в работе с ними. Сверхчувствительным людям, исходя из их реакций на те или иные события,  часто приписывают ярлыки странности и навешивают диагнозы (шизоидный, пограничный, нарциссический тип личности...) Работа психотерапевта заключается в том, чтобы приспособить их к обществу. Я хочу рассмотреть и показать феномен сверхчувствительности изнутри и  предложить обществу менять свои взгляды на вопросы патологии.

-----

Несколько раз я начинала писать эту статью. И каждый раз она начиналась по-разному. И это вводило меня в тупик. Каждый раз появлялись все новые мысли и воспоминания. Сегодня утром, когда я пришла на тихое озеро, то поняла, как велико влияние окружения на мои мысли. Настолько, что я сбиваюсь и ухожу от сути - это влияет на смысл и форму текста. И я решила писать статью здесь, у пруда.

Я часто ищу уединение и покой, чтобы услышать себя и войти в контакт со своим внутренним миром. Любое внешнее раздражение вызывает беспокойство и заставляет защищаться. И тогда мой внутренний мир прячется.

В данной статье мне бы хотелось описать мой опыт общения с похожими людьми, также сверхчувствительными к внешнему миру, и показать некоторые пути, как можно поддержать себя в социуме. Он вторгается и сбивает с толку, вызывая сильные эмоции и провоцируя спонтанные защитные реакции. Эти действия похожи на реакции людей с пограничными, аутичными или нарциссическими расстройствами. Шум, запахи, интонации голосов, темы разговоров, большое количество информации, людей, событий, дел – все это лишает возможности оставаться в контакте с самим собой.

Сверхчувствительные люди чутко улавливают - манипуляцию, фальшь, чувства, даже ощущения других людей. Это люди, что слишком чувствительные к красоте смыслов, действий, интонаций. Некрасота их ранит и повергает в запредельные чувства: тоску, ужас, стыд, ярость. Но, не имея достаточно самоподдержки, понимания и уважения к своим чувствам, сверхчувствительные люди воспринимают свои реакции на мир как то, что с ними не все в порядке. А не то, что это окружающая среда не подходит им или, не подходят действия других людей.

Такие мысли – следствие влияния воспитания в нарциссическом обществе, вынуждающем соответствовать определённым стандартам красоты и порядка, отвергая все, что что проявляется иначе.

Индивидуальность не имела возможность родиться и сформироваться. Поэтому многие люди не смогли почувствовать свою силу и разобраться со своими особенностями. И найти свой собственный стиль, ритм жизни и сформировать свой психологический почерк бытия.


Опыт клиентов

«Когда мне было пятнадцать лет, я решила, что никогда не выйду замуж - не смогу вынести стыд за поведение моих родителей перед будущим мужем. В то время они разводились, и я очень страдала от их скандалов. На меня они никогда не обращали внимание. Единственное беспокойство для них – это моя анорексия и регулярные потери сознания. При первой же возможности я уехала из дому. Но до сих пор я не ощущаю себя. Как будто я еще не рождена в этой жизни»

«Я чрезвычайно чувствительна к еде. Не могу есть в гостях. Только чай и может быть конфеты. Я могу есть только пищу, приготовленную мной или теми, кому я доверяю и знаю, что они меня любят. Иначе я могу легко отравиться. Это все потому, что я слишком сильно чувствую настроения и энергию других людей. Так было всегда, сколько себя помню. Родители меня никогда не поддерживали в этом и заставляли есть, соблюдая приличия в гостях. Я всегда после этого болела»

«В старших классах решил, что стану киллером. Я умел отключать свои чувства полностью. В таком состоянии моя голова работала настолько быстро и ясно, что я мог решить любую задачу мгновенно. Я четко мог дать ответ на любой вопрос, без малейших колебаний. Я мечтал о военной карьере. Только недавно ко мне вернулась чувствительность, когда я влюбился. И я учусь жить заново»

«Помню ужас ожидания родителей с родительского собрания в школе. Сидя в коридоре, я прислушивалась к звукам подъезда. Я слушала шум лифта и в холодном поту ждала, когда лифт остановится на моем этаже и я услышу их шаги. До сих пор я панически боюсь криков. Любая критика в мой адрес заставляет меня сомневаться в праве на мое существование. Чтобы прийти в себя я ем. Много ем, а затем вызываю рвоту и снова ем»

«Я четко помню свое желание умереть. Мне было лет четырнадцать. Тогда мне снились сны, где я видела себя в гробу. Жизнь вокруг была настолько неинтересная и чуждая, что мне не хотелось просыпаться по утрам. Я уходила в свои картины и художественную литературу. Втайне от родителей я могла рисовать всю ночь – это было мое время, а утром с отвращением шла в школу. Свои рисунки я прятала, чтобы избежать насмешек и порицания. Мои увлечения родителями расценивались как глупость»

На формирование сверхчувствительности влияют как врожденные особенности чувствования мира (в моей семье дедушка и дядя были художниками, а бабушка – модельером одежды), так и влияние эмоционального, ментального и физического насилия извне.


Опыт клиентов

«Я помню, как прятала от мамы все свои рисунки и дневники, боясь ее насмешек. Мне казалось, что все мои увлечения - чепуха»

«Отец жестоко избивал меня за любые поступки, что не совпадали с его ожиданиями»

«Все детство я пела. Учительница по вокалу предложила мне поступать в музыкальное училище и строить карьеру певицы. Но мой отец был категорически против. Для него пение – это несерьезная профессия, за которую не платят деньги. Я перестала петь. Выучилась на экономиста»

 «Мне нравился один мальчик во дворе. Мне было лет пять, а он - на год старше. Мы гуляли вместе. Я помню насмешливые взгляды бабушки и ее осуждающие слова: «Что, замуж хочешь?» Мне было запредельно стыдно»

Когда я встречаюсь с такими людьми - сразу узнаю их. Они способны тонко ощущать малейшие колебания эмоций в контакте, улавливая чувства, витающие в атмосфере. Мимика, интонация, взгляд – это все читается ими автоматически. Они похожи на параболические антенны, настроенные на сканирование внешнего мира. Многие из них имеют аллергические реакции не только на продукты или среду обитания, но и на действия других людей.

Сами себя эти люди часто считают сумасшедшими и неприспособленными к миру. Чуткость и восприимчивость становится проблемой в условиях современной культуры, особенно в мегаполисах.

Сверхчувствительные люди боятся причинить боль другим своими поступками, так как, причиняя неудобство другому, они ранятся сами. Но так как эмоциональный порог разный, то окружающие просто не могут понять страдания сверхчувствительного человека. Это похоже, как если бы у них была кровь зеленого цвета, вместо обычной красной. И когда окружающие видят ее, но не понимают, что это кровь. Поэтому тонко чувствующие люди предпочитают минимизировать контакты. Им сложно работать в open space офисах, строить близкие отношения.  Они выбирают места работы, где минимум контактов или создают собственные проекты, становясь руководителями. Минимальная доза насилия воспринимается ними как аллерген, включая защитные реакции.

Я сама пробовала много лет измениться и стать менее чувствительной к некрасоте (к несовершенству и прагматичности существующего) мира. Моя ранимость и способность замечать эмоции, что «плавают в атмосфере» заставляла меня страдать во времена моей работы в офисах и в кругу людей, которые настроены на мир не так чутко, как я. Я пробовала насильно выходить в мир и «быть как все», но паника и желание бежать были сильнее, чем желание денег, и всех благ, что они сулили.

В младенчестве все дети очень чувствительные к внешнему миру. Это особенность человеческой природы. В четыре-пять лет дети выходят в социум со своими внутренними мирами. У каждого в этом возрасте есть плюшевый любимый мишка, кому дети рассказывают все свои печали и тайны. Если не появляется рядом взрослый, что сможет стать проводником ребенка в большой мир, давая поддержку в самовыражении - при неблагоприятных условиях происходит расщепление. И внутренний мир ребенка надежно прячется внутри, не имея сил и знания как проявится во внешнем. Люди становятся взрослыми, но свой внутренний мир так и не могут предъявить в полной мере в человеческом обществе. Иногда энергия изнутри прорывается сквозь границы во вне, но чаще это происходит неосознанно и может быть разрушительно для человека, для его окружения, для отношений. Это воспринимается как патологическое проявление.

Чтобы защитить свою индивидуальность, некоторые люди уходят в «ширину» - строят империи, институты в материальном мире или создают высокий статус. И тогда к ним пробраться сложно, и сложно уязвить.

Некоторые уходят в «глубину» – в рассуждения, в анализ, в объяснения. Мне кажется, что многие психологи, пытаясь найти причины того или иного поведения, идут этим путем. Таким способом переживая внутренние кризисы.

Третьи - впадают в анабиоз. Эмоциональная жизнь внутри их как будто замирает до лучших времен. Защитный механизм от чрезмерной боли – анестезия – отключение всех чувств. Хотя снаружи эти люди могут казаться практически такими же, как всегда.

Кто-то уходит в фантазию (или в интернет) и там, в заоблачной вышине, создает свои миры и фантастические пространства.

Люди, чтобы спасти себя, учатся прятать свой внутренний мир от окружающих, показывая себя только с сильной стороны.

Булимия, анорексия, алекситимия, наркомания, игромания, переедание и многие другие расстройства – это следствие невозможности быть самим собой, это способы заглушить боль, возникающую в контакте со средой. Но есть более социализированные способы размещения красоты своего внутреннего мира в социуме: написание стихотворений, прозы, картин, уход за бездомными животными, благотворительность и др.

Страх осуждения, стыда, отвержения заставляют людей поддерживать свое расщепление. Чтобы обойти все страхи, я прошу своих сверхчувствительных клиентов представить, что они сошли с ума. Как бы они тогда выглядели? Как жили? Где? Чем бы занимались?


Опыт клиентов

«Я бы был бродячим философом. Я бы ходил среди людей и разговаривал с ними обо всем»

«Я бы жил в лесу и постоянно имел бы контакт с ветром, деревьями, облаками. Я не ощущал бы себя одиноким, а в контакте с природой»

«Я была бы бомжихой. Ни о чем бы не волновалась. Делала бы, что хотела: захотела – пошла в центр города, захотела - в лес. Спала бы я на лавочке в парке. А днем я бы сидела на клумбах и нюхала цветы»

«Я бы точно танцевала. Везде и когда бы хотела»

«Я была бы городской дурочкой. У меня было бы много собак. Я бы их подбирала на улице и брала в свою однокомнатную квартиру. Целыми днями мы бы бродили по городу и окрестностям в поисках еды или, просто гуляя»

«Я бы жила на окраине в маленьком домике из разноцветных бутылок. Солнце проникало бы сквозь стеклянные стены, и я была бы всегда счастлива от этой красоты. У меня бы была в доме маленькая оранжерея и запущенный сад вокруг, и я бы обязательно пела. Всегда»

Эти фантазии дают ощущение свободы от ограничений и приближают к своей природе. Это помогает рассмотреть свои таланты, ритмы, мечты и свою красоту.

Эти фантазии могут стать теми устойчивыми островами, где можно расслабиться и найти доступ к себе, своей самости в любое время. Затем эти острова можно расширять, засаживать цветами и деревьями, населять живыми существами. В реальности – это постепенное формирование своей среды обитания (любимые места, дела, люди, с которыми хорошо и др.), которая постепенно может быть вписана в повседневную жизнь. Одно дело, когда ты входишь в «чужой мир» один и совсем иначе ты себя можешь чувствовать, когда с тобой есть твоя собственная вселенная. Пусть даже совсем маленькая.

Кроме того, сверхчувствительные люди все время в поиске «своей стаи». Так как в общении с себе подобными они имеют возможность получить поддержку и проявить свой богатый внутренний мир. В контакте друг с другом у них появляется свобода быть самим собой и рождать удивительные мысли и идеи.

У многих сверхчувствительных людей есть сложности профессиональной реализации. Под давлением общества они не имели возможности понять свои таланты, способности и желания. И теряли себя еще больше под асфальтом прагматической среды.

В поисках своего профессионального пути я могу им предложить эксперимент с линиями жизни (эксперимент предложен моей коллегой Аралией Кохановской). Я прошу нарисовать линию жизни и вспомнить то, чем любили заниматься с самых ранних лет и до нынешнего дня. Все эти воспоминания подробно записать вдоль линии. Там же написать все мечты, что были в разные времена. А далее прошу нарисовать на другом листе бумаги еще одну линию жизни, где указать чем вынужден был заниматься в реальности. И, сопоставляя эти две линии, можно найти то место, где потерял свою мечту.

Находя моменты, где были потеряны мечты, мы можем иметь больше возможностей, чтобы восстановить видение своей самореализации и искать пути ее достижения. Часто это происходит через творчество, перемена места работы, иногда людям помогает смена места или страны жительства, что может больше соответствовать их природной чувствительности.

Дети интуитивно чувствуют занятия, которые могут облегчить и помочь передать через действие их душевные страдания и их внутреннюю красоту. То, чем любят заниматься дети в раннем возрасте – целительно для них.  Родителям важно заметить и помочь ребенку развиваться в своем увлечении. Это поможет ему в профессиональной реализации и в личностном становлении самим собой. 

Хочу привести пример истории молодой женщины. Она пришла ко мне на прием, потому что подозревала, что она психически больная. Она была социальным работником в одной успешной общественной организации. Общение с незнакомыми людьми приводило ее в ужас. Но она делала насилие над собой и вступала в контакт, вела деловые переговоры. Почти всегда она испытывала усталость и имела повышенную температуру тела, хотя все исследования показывали, что она здорова.

Она выросла в семье, где не приняты были нежные и заботливые отношения. С ранних лет она была вынуждена заботиться о себе сама: ходила в школу, на приемы к врачу, готовила еду. Институт выбрала тот, в который смогла поступить бесплатно. Ужасы и паника мучили ее со школьных времен. Она пробовала найти успокоение в приеме наркотических веществ, но этот опыт только усугубил ее душевные мучения. Вот ее рассказ на одной из первых сессий:

«В своих фантазиях я проживаю несколько параллельных жизней одновременно. Каждая из них населена своими существами и имеет свои истории. Когда есть время – я захожу в каждую жизнь и навожу там порядок.

Как их объединить в одно? А стоит ли? А может быть, я не умею жить одной жизнью? А может быть я не нормальная?»

Мы работали с феноменологией, телесностью, заземлением. А на одной из сессий я предложила ей футуропрактический эксперимент - увидеть себя через пять лет. Она пришла в смятение, когда пришло видение, что она поет на улице. Но после этого что-то стало меняться в ее жизни. Она приобрела гитару, написала несколько песен и записалась в студию по вокалу. А по ночам начала писать простые сайты, которые она бесплатно раздавала знакомым.

Она подала заявление на увольнение. Ей было очень страшно лишиться работы из-за денежных проблем. Два месяца она завершала дела в этой организации, а по вечерам и выходным получала образование по созданию сайтов. Затем ее пригласили на работу в компанию программистом. Ее параллельные жизни постепенно перестали существовать. Я помню ее огорчение, что теперь эти миры покинули ее. Но при этом ее реальность приобрела больше радостных и приятных оттенков.


Заключение

Из моего опыта и ощущений, на смену прагматического, направленного на материальное нарциссического общества, приходит романтическая эпоха с депрессивными тенденциями. Когда душевная красота начинает править людьми, доведенными до отчаяния страхами нищеты, осуждения и расчётами. Неэстетичность рационализма – это то, чем изранены человеческие души. Многие, очень многие мои клиенты, как и я, находятся в поисках своей красоты, ищут формы для выражения эмоций и своей интенциональности. Они, неожиданно для себя, начинают сочинять стихотворения, писать картины, романы, создавать красивые вещи своими руками, иначе строить отношения с собой и другими. В их отношениях появляется больше чувственности и человеческого тепла.

Принятие себя со своим внутренним миром, своей индивидуальностью, видением красоты и нахождение экологичных способов самопроявления в среде – это путь к со-бытию с другими людьми. Это фундамент для формирования следующего витка эволюции. Психологические отклонения в поведении людей я больше склонна рассматривать как эволюцию красоты человеческой природы, а не патологию.

«Красота - это Жизнь... Почувствуйте красоту внутри себя и дайте ей возможность разлиться по всему вашему существу, пульсируя в такт биению сердца. По мере того как вы позволите этой красоте войти глубоко внутрь вашего сознания, она вас изменит, затронет самые основы вашего существа, и вы начнете трудиться на благо красоты планеты» Khalil Gibran

Автор статьи Елена Зозуля (Olena Zozulya)

Статья написана для New Gestalt Voices Journal

Commentaires


bottom of page